Александра Николаевна Стрельникова (1912-1989 гг) – оперная певица, театральный педагог, автор одноимённой дыхательной гимнастики. С 1934 по 1940 годы была солисткой Московского академического Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Потеряв певческий голос, вместе с матерью, в прошлом тоже певицей, стала искать способ восстановить утраченный певческий голос. Поиски основывались на практических занятиях с начинающими вокалистами и наблюдением за работой выдающихся оперных певцов. Так как мать и дочь Стрельниковы были не медиками, а традиционные медикаментозные методы и физиотерапевтические процедуры существенного влияния на голос не оказывали, поиски шли в направлении дыхания.
Помня рассуждения старых итальянских педагогов по постановке голоса о том, что «Дыхание - это постамент, на котором зиждется голос», мать и дочь Стрельниковы искали вдох, на котором «удобно» петь.
Они обратили внимание на то, что плохие певцы дышат часто, поют короткими фразами, и зрители, сидящие на галёрке, видят, как певец или певица пользуются дыханием.
А вот певцы международного класса дышат редко, поют длинными фразами, и зрители, сидящие в первом ряду партера, не замечают: как и когда они дышат. Не замечают потому, что наслаждаются их пением!
На поиски этого самого вдоха, ВДОХА - «приводящего в экстаз», ушло 12 лет. Александре Николаевне было уже за сорок, и у неё не хватило мужества вернуться на сцену. Мать и дочь Стрельниковы стали возвращать голоса вначале певцам и актёрам, а затем постепенно их «вытеснили» люди самых разных профессий, страдающими самыми различными заболеваниями. Ибо оказалось, что гимнастика, созданная для восстановления певческого голоса,- полезна всем!
В 1973 году в Госреестре СССР Александра Николаевна Стрельникова получила авторское свидетельство на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».
К этому времени Александра Николаевна уже на протяжение целого ряда лет тесно сотрудничала с врачами самых разных специальностей и, прежде всего, с фониатрами и отоларингологами поликлиники Большого театра, Российской Академии музыки им. Гнесиных, специалистами поликлиники Слуха и речи и другими лечебными учреждениями Москвы. Врачи этих клиник направляли пациентов не только с проблемами голосового аппарата, но и с различными заболеваниями носоглотки и бронхо-лёгочной системы.
Последние годы своей жизни А.Н.Стрельникова работала педагогом-вокалистом Театра Сатиры и Театра имени Моссовета (до этого были Театр Советской Армии и Театр имени Владимира Маяковского). Кроме этого, она принимала больных людей (астматиков, сердечников, гипертоников и т.д.) у себя дома в крохотной квартирке на улице Маршала Тухачевского (ей как автору изобретения в области медицины был официально разрешён приём пациентов на дому).
17 сентября 1989 года Александра Николаевна Стрельникова трагически погибла в дорожной катастрофе в возрасте 77 лет, будучи абсолютно здоровым человеком.
Похоронена А.Н.Стрельникова на Долгопрудненском кладбище вместе со своей мамой А.С.Стрельниковой.
(В статье использованы документы из личного архива единственного ученика и преемника А.Н.Стрельниковой – доктора М.Н.Щетинина.)